15.04.2016

Грибы распределяют углерод между деревьями

Ботаникам давно известно о симбиотических отношениях между растениями и грибами. Мицелий грибов оплетает корни растений и проникает в них, образуя соединение – микоризу, через которую происходит взаимовыгодный обмен. Грибы получают от растений углеводы, которые они синтезируют из полученного из атмосферы углерода, а растения от грибов – минеральные вещества, прежде всего соединения азота и фосфора. Грибы не умеют усваивать атмосферный углерод, а у растений часто возникают затрудения с получением минеральных соединений. Новое исследование показало, что по микоризе через грибы атомы углерода распространяются среди растений, причем даже принадлежащих к разным видам.

Грибы распределяют углерод между деревьями

Авторы работы, используя 45-метровый кран, поднятый над пологом участка леса в Швейцарии, в течение пяти лет накачивали углекислый газ над группой обыкновенных елей. Молекулы углекислого газа содержали атомы различных стабильных изотопов углерода, что позволяло проследить их дальнейшую судьбу. Исследователи установили, что до 40% атомов углерода в тонких корнях деревьев было не усвоено этими деревьями из воздуха, а получено от соседей благодаря посредству грибов. Сделанные учеными расчеты показывают, что на гектаре леса в год от одного дерева к другому через микоризу передается до 280 килограммов углерода, что составляет 4% всего углерода, потребляемого этими деревьями. Такой путь передачи углерода может помогать выживанию деревьев.

Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

1. polit.ru