07.09.2011

Гриб-симбионт может быть безопасным и эффективным инсектицидом

Грибы неотифодиумы, живущие внутри растений, защищают своих хозяев от насекомых, но одновременно являются ядовитыми для травоядных млекопитающих. Исследователям удалось найти два штамма этих грибов, которые и коров живыми оставят, и насекомых-вредителей от пастбища отвадят.

Один из грибов-эндофитов, живущий тканях деревьев южноамериканских тропиков (фото Eye of Science)
Один из грибов-эндофитов, живущий в тканях деревьев южноамериканских тропиков (фото Eye of Science)

Многие растения дружат с эндофитами — грибами или бактериями, которые живут внутри самого растения. Эндофиты получают питательные вещества и стабильные условия обитания, но и растения-хозяева тоже имеют свою выгоду. Например, грибы рода Neotyphodium защищают растение от насекомых-вредителей, в том числе от такого опасного вида, как совка ипсилон. Растения и неотифодиумы обычно находят друг друга на торфяных почвах. К сожалению, алкалоиды, продуцируемые этими грибами, ядовиты не только для насекомых, но и для травоядных млекопитающих. Поселившись рядом с пастбищем, неотифодиум за короткое время может превратить его в «долину смерти».

Исследователи уже пытались так модифицировать эти грибы, чтобы они не травили животных. Но безопасные для скота и диких травоядных млекопитающих грибы, потеряв свою убойную силу, также переставали защищать растения от насекомых. Однако учёные не оставили попыток найти «идеальный гриб», и вот группе исследователей из Университета Пердью (США) удалось отыскать неотифодиум, который и от насекомых защищает, и для млекопитающих безопасен.

Этого результата удалось добиться благодаря долгому исследованию свойств различных штаммов неотифодиума с разными алкалоидами. Эксперименты показали, что лишь два штамма, продуцирующие N-ацетил-норлолин и перамин, удовлетворяют всем требованиям: эти алкалоиды эффективно уничтожают бабочку совку и одновременно безопасны для травоядных млекопитающих. Учёные подтвердили результат на растениях, которых снабдили обнаруженными штаммами гриба, а полностью их работа готовится к публикации в издании Journal of Environmental Entomology.

Теперь дело за практическим применением новооткрытых штаммов. По словам учёных, гриб может стать лучшим натуральным инсектицидом, более эффективным и безопасным, чем синтетические яды. При успешном «заражении» найденными штаммами торфяных почв выиграют не только фермеры-скотоводы, но и дикие травоядные вроде оленей, которым также приходится выискивать травы без ядовитых грибов внутри.

Кирилл Стасевич