01.06.2011

Учёные нашли шифро-грибы (cryptomycota)

Ученые обнаружили ранее неизвестный, но при этом весьма многочисленный и распространенный тип живых организмов – необычные грибы, лишенные хитиновой оболочки. Они получили временное название Cryptomycota – «тайные грибы».

Команда ученых, возглавляемая Томасом Ричардсом (Thomas Richards), провела анализ ДНК организмов, живущих в небольшом пруду в студгородке Эксетерского университета, Великобритания. Ученые рассчитывали обнаружить пару-тройку новых видов. Но на удочку попалась группа, которая почти удвоит число известных науке грибов.

В ходе анализа образцов из пруда ученые обнаружили неизвестные последовательности ДНК. Исследователи создали флуоресцентный маркер, который соединялся только с ними и проследили, кто же является их носителем. Таинственными незнакомцами оказались яйцевидные клетки размером в 3-5 микрометра. Генетически они сходны с другими грибами, но разительно отличаются отсутствием хитинового покрова, который раньше был одним из определяющих признаков царства грибов.

Дальнейший анализ показал, что представители типа Cryptomycota (тип – таксономическая единица, следующая за царством) встречаются почти во всех пресных водоемах, почвах и морских отложениях – везде, кроме разве что открытого океана. Результаты исследований авторы опубликовали 11 мая в Nature.

Отсутствие жесткого хитинового покрова позволяет этим одноклеточным паразитировать на других клетках, прикрепляясь к ним или даже живя внутри клетки-хозяина и заимствуя у него питательные вещества.

Одним из факторов, позволившим незнакомцам оставаться в тени, является их некультивируемость в искусственных лабораторных условиях. Впрочем, один представитель таинственных грибов раньше уже был известен – это род Rozella, долгое время считавшийся странным одиночкой из-за отсутствия хитина. «Мы считали, что Rozella – лишь небольшое ответвление в развитии грибов, которое осталось на обочине эволюции. Но данная статья показала, что это был представитель отдельной большой эволюционной ветви», – говорит Тим Джеймс (Tim James), специалист по генетике грибов.

Нам еще многое предстоит узнать о таинственных грибах. По-видимому, это очень успешная группа, но пока неясно, за счет чего именно ей удалось достичь процветания.

1. pozitivchik.info