04.11.2008

Производство топлива доверят… грибам

Красноватые микробы и грибы, обнаруженные внутри деревьев в неком тайном месте тропического леса на севере Патагонии, могут в будущем решить проблему создания биотоплива, говорят ученые.

Их потенциал настолько поразителен, что специалисты уже придумали для своей находки новый термин - "микодизель", намекая на грибной состав (myco) и на тот букет углеводородов, которые эти грибы выдыхают.

"Это единственные из известных организмов, которые производят столь важное сочетание главных компонентов топлива", - отмечает Гарри Стробель, профессор биологии из университета штата Монтана. - "Грибы, о которых идет речь, способны создавать соединения для дизельного топлива из целлюлозы, что делает их гораздо более привлекательным источником биотоплива, чем тот, которым мы пользуемся на данный момент".

Результаты исследовании опубликованы 4 ноября в очередном номере британского журнала "Микробиология".

70-летний профессор Стробель, ветеран в области исследования тропических лесов. Он рассказал, что он наткнулся на Gliocladium Roseum благодаря "стечению двух обстоятельств и научной интуиции".

Первое событие произошло в конце 1990-х годов, когда группа исследователей, которую он возглавлял, работала в Гондурасе. Там они обнаружили ранее неизвестный грибок, названный Muscodor albus.

По чистой случайности они обнаружили, что этот белый мускодор вырабатывает мощный летучий (в смысле газообразный) антибиотик.

Заинтригованные этим открытием, ученые решили проверить его на эфкрифии сердцелистную, волокна которой являются известным местом обитания различных грибков: они надеялись найти там и новый грибок.

Затем группа Стробеля продолжила лабораторные исследования по выращиванию грибка на желейно-овсянной смеси и на целлюлозе.

Они стали изучать газы, выделяемые грибком: анализ показал, что большинство из них – это углеводороды, в том числе, по меньшей мере, восемь соединений, которые являются самыми распространенными ингредиентами дизельного топлива.

Биотопливо является прекрасной альтернативой нефти, которая поставляется, главным образом, из политически нестабильных регионов и является одной из основных причин парникового эффекта.

Одним из минусов биотоплива ученые называют его возможное влияние на мировой рынок продовольствия, потому что нынешнее поколение топлива изготавливают из продовольственных культур, которые выращиваются на сельскохозяйственных угодьях.

Другим направлением в поисках дешевой основы для топлива стали непродовольственные растения и волокнистые целлюлозные материалы, такие как просо, опилки и солома.

Но эти источники имеют ряд серьезных недостатков, в частности, их стоимость и технические проблемы их переработки в коммерческих масштабах.

"G. Roseum может производит микодизельное топливо непосредственно из целлюлозы, основного компонента растений и утилизируемой бумаги", - отмечает профессор Стробель.

Вместо использования сельскохозяйственных угодий для выращиванияингридиентов биотоплива, G. Roseum можно выращивать на фабриках, как пекарские дрожжи, а вырабатываемый им газ, тут же сжижать в топливо, предлагает ученый.

Еще одной альтернативой, по его словам, является извлечение из грибка генов, вырабатывающий нужный фермент, и использовать его для прямой переработки целлюлозы в биодизельное топливо.

На вопрос журналистов, где именно был найден чудо-гриб, ученый ответил, что пока его местонахождение является секретом. Это делается с целью защитить уникального представителя флоры.

1. MIGnews.com